Коды вида спорта:
Спортивный туризм 0840005411Я Спортивные маршруты (I-VI кат.сл.) 0840031411Я
Некоторые рекомендации для путешествующих по горно-таёжной местности Южного Урала в летний и весенне-осенний сезоны. Надеемся, что информация, которой будет регулярно насыщаться сайт, хоть как-то поможет избегать трагедий, которые с определённой эпизодичностью происходят в нашем регионе. Материал будет носить рекомендательный характер как на стадии подготовки к путешествию, так и во время его совершения.
Комплектование группы.
Вы выбрали район и решили пригласить для путешествия кого-то из своих друзей или знакомых. Вам необходимо решить соответствие опыта всех потенциальных участников к задуманному маршруту и "схоженность" группы. До оформления документов и выхода на маршрут можно будет все обязанности в группе, которые вы уже начинаете распределять, ещё поменять. Но после оформления - не желательно, но возможно. А вот руководителя - уже не так просто. Этой теме мы посвятим не мало информации в дальнейшем.
На этом этапе мы рекомендует всем участникам обратить наиважнейшее внимание на то, заявился ли ваш руководитель в МКК (маршрутно-квалификационной комиссии) и встал ли на учёт в АСС (аварийно-спасательную службу). Если НЕТ, рекомендуем всячески избежать такого путешествия и отказаться от поездки, поскольку явно ваш руководитель заведомо пренебрегает элементарными мерами безопасности и правилами организации. Это не относится к ПВД (походам выходного дня), но если ваш маршрут содержит элементы спортивности (восхождения или движения по сложной пересечённой местности и отсутствия троп), то такой маршрут должен быть заявлен и зарегистрирован как н/к (некатегорийный) с элементами той или иной категории трудности.
Маршрут.
Помните: маршрут начинается не на старте активной части похода. Его начало тогда, когда вы встретились с группой на вокзале вашего родного города и заканчивается он там же по приезду назад. За весь этот период юридическую ответственность несёт руководитель группы. Следует понимать на сколько это важно и в то же время ответственно.
Теперь о нитке маршрута. Если условно "разбить" весь поход на 3 части, то следует отметить следующие принципы построения нитки маршрута. Первая часть - адаптационная, вторая - это уже основная сложность и третья - выход с района. Таким образом будет соблюдено одно из основных правил "плавного набора сложности и плавного его спада". Не "забивайте" на конец маршрута ничего трудоёмкого, ведь группа будет уже уставшей.
Картографический материал. Многие сейчас пользуются теми самыми картами 1979 года, выложенными в интернете. Карты не соответствуют местности в полной мере так, как изложено было в них по тем годам ранее. Тропы во многих местах ранее были. Но с расширением Башкирского заповедника в 80-е годы в прилегающих к заповеднику территориях заросли.
Снаряжение.
СПИЧКИ, ЗАЖИГАЛКА. Возможность развести костёр должна быть у каждого участника. Один комплект - резервный, спички можно залить парафином, уложить в пенал в специально отведённое место в рюкзаке и не трогать до соответствующей возможной ситуации. А вот другой комплект - рабочий, ежедневный, тоже в герметичной упаковке, но легко раскрывающейся для использования. Повторимся - это должно быть у каждого. И тогда не придётся закатывать глаза в небо и "вспоминать" что такое кресало и трут, и как его использовал первобытный человек для разведения костра.
КАРТА, КОМПАС. В группе их должно быть ну если не у каждого, то хотя бы через одного. Всё вышеперечисленное "ничего не весит", а вот лишним точно не будет.
ОБУВЬ. Ну вот здесь-то не так легко решить эту задачу. Как правило, группы летом выходят на маршруты чуть ли не в "тапках". Большинство "сбивает" ноги в первые дни пути. Приобрести хорошую обувь недорого - удача, достающаяся не каждому. Подошва ботинок должна "держать" на мокрых камнях. Это требование нужно расценивать как производственную необходимость. Не следует забывать, что до похода новую обувь нужно будет "разносить". Не берите на маршрут и сильно старую, а то уж точно в тапках домой будете возвращаться, в смысле во "второй" обуви. В "ходовой" обуви носки должны быть сначала х/б, затем шерстяные, тёплые и уж потом сверху - синтетика. Такая "амортизация" для вашего веса, включая рюкзак, просто необходима.
ОДЕЖДА. Никаких бриджей, шорт, футболочек. Всё тело должно быть защищено от таёжных веток, гнуса и прочих живностей, включая змей. Рекомендуется на каскетку надшить кусок ткани до уровня плеч для защиты от солнца и мошки. Репеленты так же нужны летом на маршруте. Лёгкие тряпочные перчатки защитят ваши руки от излишних повреждений.
ЁМКОСТИ ДЛЯ ВОДЫ. Рассчитывайте, что энное количество километров вам придётся пересекать без наличия ручьёв на пути. Водный дисбаланс может очень быстро начинать "выбивать из колеи" группу. Умение находить воду - это навык, приходящий не сразу, а только с опытом. Хорошо владеют им не все. Поэтому - лучше перестраховаться лишней флягой в рюкзаке.
ПАЛАТКА. Должна выдерживать напоры шквального ветра с дождём. Проверьте качество крепёжных элементов, при необходимости - замените ненадёжные. Дырки в тенте вам на пользу не пойдут уж точно. Низ у тента должен иметь дополнительный рукав до земли, иначе боковой ветер с дождём вас намочит.
Питание.
Очень много в литературных источниках пишут о различных собираниях грибов, ягод и даже червячков. Наши рекомендации вам будут следующими. Избегайте всячески собираний неизвестного и неуверенного. Причина очень проста, можно отравиться. И самое главное - в них, как правило, не возникает необходимости, ведь на Южном Урале с любой точки горных хребтов можно выйти за сутки, ну максимум за двое при слабом темпе движения. За это время "с голоду не умрёте". Главное - пейте тёплую воду. Хотя случаев голодания на маршруте зачастую не возникает... ну думал же чем-то ваш завхоз, человек, ответственный за подбор меню, достаточность и сохранность продуктов на период движения. За многие десятилетия лишь однажды наша группа на Алтае лишилась в одночасье около 60 кг продуктов. Нашу заброску разворотил и съел медведь. Такое чувство, что он целое стадо с собой привёл, гад такой, даже бензин понадкусывал и разлил. Мы, конечно, "выкрутились", даже дрова под 2-ку Б подтягивали... в Аргуте заправились всякими "свежими всячестями". Как рассказала нам тогда местная продавщица, что сушки у них свежие, а вот пряники не очень, поскольку их привезли в предыдущий сезон. А продукты-то завозят туда только 1 раз в году зимой!!! Во как, а сейчас-то лето. Самолёт АН-2 на лыжах у них садится на речку, полосы другой нет. Вывод оказался простой - сушкам возраст был полгода, а пряникам - немножечко побольше, 1,5. Скальному молотку, бедолажки, поддавались плоховатенько. Но мы их всё равно съели.
Первая заповедь, если Вы вдруг "немножко потерялись" - вернуться на то место, где вы в последний раз видели своих товарищий и ждать. Поиски всегда начинаются с "того именно места", будь то ваша группа или спасотряд. Далее нужно позаботиться о "метках", по которым можно будет издалека вас увидеть. Многие способы хороши: тряпки на ветках отдельно стоящего дерева с разных его сторон, костер с большим количеством дыма (образуют за счет свежей травы) и приготовленная записка крупным текстом, защищенная от дождя, ветра и животных (содержание по обстоятельствам). Чаще всего за потерявшимся человеком возвращаются довольно быстро, иногда это затягивается до нескольких дней. Лучше, все-таки, дождаться. Если вас осталось несколько человек и вы все здоровы, то разделяться-таки не рекомендуется тоже. Южный Урал, конечно, не Саянская тайга и случаев, когда обстоятельства складываются таким образом, что помощи ждать будет неоткуда, но ситуация такая, все-таки, видимо, может возникнуть. Ну ушли, никому не сказав, куда и с кем - никто не знает, что-то произошло и вы оказались в какой-то сложной ситуации. Здесь - да, нужно будет оценить свои возможности и возможности своих товарищей. Двигаться, возможно, придется очень медленно. Но помните, что вам нужно будет во многих местах оставлять "следы своего присутствия"и указывать в сопроводительных записках направление своего предполагаемого дальнейшего движения с фамилией, именем, датой и временем. Разрыв группы сможет потребоваться тоже, возможно, кому-то необходима будет срочная операция, тогда нужны будут такие участники группы, которые способны выполнить марш-бросок для оповещения соответствующих служб о случившимся. Помните, мобильная связь иногда может оказаться где-то рядом и вам не потребуется потерять время.
Моральный климат группы "До", "Во время" и "После".
"ДО". Для того, что бы на маршруте максимально избежать эксцессов, существует простейшее правило, которое подразумевает съездить с планируемой группой в 1-2х дневный походик и присмотреться друг к другу. Возможно, потом понадобится и еще один. В глазах профессионального спортивного туризма это называется развивать "схоженность" группы. Причем, достаточно важно отрабатывать обязанности в группе именно те, которые будут возложены участникам на маршруте.
Мы могли бы вам рекомендовать на тренировочных (тестирующих) выездах отрабатывать простейшую игру. Например, кто-то из участников получил травму ноги, например. Согласно имитированному случаю вам предстоит выполнить задачу по транспортировке "пострадавшего" в населенный пункт (или почти до него). Для этого необходимо произвести иммобилизацию конечности, сделать носилки и транспортировать "заболевшего". Выбирать нужно "заболевшего" жеребьевкой и ни в коем случае не по весовым характеристикам. Расстояние до населенного пункта не должно быть "маленьким". Понятное дело, почему. Такая "игра" сплачивает коллектив, развивает навыки оказания первой медицинской помощи в сложных походных условия и дает возможность увидеть негативные стороны характеров участников предстоящего путешествия.
Следующее, на что необходимо обратить внимание, это то, на сколько продуманы "аварийные выходы" с маршрута согласно заявленной документации. Где бы, что бы не случилось - аварийный путь должен быть указан на картографическом материале и расписан в маршрутных документах. Это залог вашей безопасности в том числе, а если этого нет - напомните об этом руководителю!!! Хотя уж он-то должен знать об этом лучше вас. Руководитель по своей должности просто обязан быть подготовленнее и опытнее.
"ВО ВРЕМЯ". И так, вас всех все устраивает и вы поехали на маршрут. Одним из важнейших составляющих элементов активной части маршрута является моральный климат в группе. Чаще всего НС (несчастные случаи) происходят в группе из-за того самого пресловутого человеческого фактора. А это означает, что НС можно было избежать, достаточно было лишь осуществить правильное действие. Грамотный руководитель в группе - залог успешного прохождения маршрута. За моральным климатом в группе нужно следить в течении всего похода и если уж не клеится что-то, то лучше сойти аварийным выходом, не доводить до ЧП.
И если в итоге что-то всеж-таки произошло. Банальный совет. Не поддаваться панике, действовать трезво и рассудительно, как бы трудно не было. Действуйте в интересах потерпевшего. Помните, в "населенке" с вас спросят по "полной". И все будут "умными".
"ПОСЛЕ". Особенно руководителю нужно быть честным и открытым, не "исчезать" со связи, не "прятаться" от людей. МКК, вероятно, постарается провести разбор случая. Это их обязанность. Нужно быть готовым к обсуждению. Неграмотный лидер - беда для коллектива. Как правило, такие люди стараются не показывать свою некомпетентность. "Походить" участником для наращивания опыта для них "не приемлемо". Лидер, как правило, "не слышит" критику и очень изворотлив. И, что самое главное, не готов признать свою ошибку. Как следствие, он будет продолжать водить группы. Вот банальный пример из юных лет. Заходим в 3-й вагон с конца (помните такую электричку?), садимся, смотрим, "один товарищ" закидывает тяжелый рюкзак на полку. Ну видно же, что он не устойчив, через несколько секунд рюкзак грохается на людей, хорошо не на головы, ну не успели еще сесть. Нет ведь, он все равно его положил так же. Не привязал, через пару-тройку минут он снова грохнулся с полки. Опять не оказалось рядом людей, свободно было в вагоне. Ему этого оказалось мало. Он снова положил его так же. И опять не привязал. И в низ не поставил. Ну что скажешь про такого? Да не дай Бог ему повести группу. Вот таких "чудиков" должна "фильтровать" МКК на зародышевой стадии руководств. До наращивания опыта.
Как выбрать правильно страховку для горных путешествий и что делать, если возникла необходимость в её использовании...
О медицинском допуске: На все соревнования республиканского уровня группы дисциплин «Маршрут» и «Дистанции (горные)» допуск должен оформляться только в Республиканском врачебно-физкультурном диспансере.
Категории маршрутов на Южном Урале.
Прежде всего при изучении данного вопроса необходимо обратить своё внимание на книгу-справочник "Высокогорные перевалы", обложка которой представлена на этой странице. Там опубликованы перевалы, которые имеют спортивную классификацию трудности. Они систематизированы там по географическим районам нашей ранее столь необъятной страны. Второй момент - это таблица определения категории сложности горного перевала.
Горные маршруты есть лишь в тех районах, которые указаны в данном справочном материале. Это касается лишь районов стран ближнего зарубежья. Данные других районов, более "дальних", в ней не систематизированы. А вот по "нашим районам", на что следует обратить внимание, это то, что Южного Урала там нет. А, стало быть, нет и горных маршрутов. И ещё. Следует обратить внимание на книгу "Эталонные маршруты". Они там систематизированы по видам туризма и "расписаны" многие варианты "горных ниток" по районам. Книга совершенно определённо принесёт пользу при подготовке на маршрут, если Вы с ней ознакомитесь. Причём в ней есть и комбинации пешеходных ниток в горных районах. Ну, например. Центральный Алтай является "смешанным районом". Для IV-ки горной необходим минимум двух 2Б и одной 2А, а для пешеходной V-ки, например, необходимы четыре 2А. В качестве дополнительного примера-задачки можно попытаться ответить на вопрос - почему нет в "Перечне" горных маршрутов, например, в Центральной части Восточного Саяна (пик Топографов, Мунку-Сасан и др.), но есть до тройки горной включительно в районе Шумака, Аршана (Тункинские и Китойские Альпы) тех же Восточных Саян.
Что касается публикаций о горных маршрутах на Южном Урале - их совершенно однозначно нужно пересмотреть. Совершённые ошибки даже в печатном слове крайне необходимо исправить. Не дай, как говорится Господь, после "слабенькой" двойки на Юж.Урале кто-то попадёт в хорошую тройку на Кавказе, например. Заведомо пострадает техника преодоления препятствий, а стало быть и безопасность на маршруте.
МС РФ Айсин С.Е.